Концепция развития
цифровой экономики России
«Правительству Российской Федерации разработать совместно с Администрацией Президента Российской Федерации и утвердить программу «Цифровая экономика», предусмотрев меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в Российской Федерации и её интеграции в пространство цифровой экономики государств – членов Евразийского экономического союза.»
Итоговый вариант документа получил название
Это первый документ, который сформирован открыто, группой независимых экспертов, участвующих в мероприятиях, проводимых на различных открытых площадках, и выступающих по темам «Цифровая экономика» и «Цифровые платформы».
Структурирование огромных потоков данных и процессов в индустрии позволяет применять алгоритмическое регулирование и значительно упрощает задачи анализа и синтеза цепочек добавленной стоимости.
«Все, что может стать платформой – станет платформой. Это настолько невероятно убедительно: «платформенные» компании растут быстрее, учатся быстрее, быстрее адаптируются и так далее. Если вы не сделаете платформу, кто-то другой вас опередит.
Устаревшие институты должны понять, что у них действительно мало времени, чтобы принять этот путь. Потому что если они не делают этого, кто-то другой сделает это в их секторе экономики. Они могут начинать пилотные проекты и эксперименты самостоятельно, они могут говорить о своих проблемах и звать «конкурентов» попробовать посотрудничать с ними таким образом.»
В ближайшие 10 лет большинство индустрий переживут существенные преобразования (смена бизнес-моделей, смена лидеров, disruptive innovation и т.д.). Как и в предыдущих промышленных революциях социальные, экономические и геополитические последствия будут колоссальными.
Какова в ней роль государств? Какова участь отстающих?
Лишь единицы ответили себе на эти вопросы, а уже наступает следующий этап "гонки" - конкуренция экосистем, интегрированных между собой цифровых платформ.
Правительство Китая изначально не рассчитывает только на венчурную модель, а дополняет её госпрограммой «Интернет+» и политикой протекционизма для ускорения создания экосистем цифровых платформ в смежных индустриях.
Претенденты на победу в этой «гонке» прекрасно осознают, что в наступающей глобальной цифровой экономике, победит тот экономический контур, который быстрее всех вырвется вперед по количеству и качеству цифровых платформ, интегрированных в единую экосистему.
«Платформы – клетка третьей промышленной революции…
[Платформы] придут на смену транснациональным корпорациям, которые были клеточкой второй революции.»
По данным ОКВЭД 2
Ключевой показатель эффективности
необходимая инфраструктура
для каждой индустрии в эпоху цифровой экономики
комплекс мер, включающий
3 направления и 3 этапа.
Параллельные изменения в предложенных направлениях ускоряют создание отраслевых цифровых платформ.
ЗАКОНОДАТЕЛИ
первое направление
РЕГУЛИРУЕМЫЕ ЗАКУПКИ
второе направление
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
третье направление
Всё предлагаемое регулирование должно делиться на период до появления ОЦП и последующее применение алгоритмического регулирования с учетом появления к определенному сроку Цифровой Платформы (пилоты 230-ФЗ, 40-ФЗ).
Создание маркетплейса малых регулируемых закупок позволит 370 000 закупщикам избавиться от бюрократии при закупке мелких партий товаров, а всем производителям и поставщикам страны существенно снизить трансакционные издержки, как на доступ к рынку регулируемых закупок, так и на поиск контрагентов.
Накопленные структурированные данные об отраслевом спросе из классификатора регулируемых закупок и данные от поставщиков маркетплейса малых закупок существенно снижают сложность создания каждой отдельной ОЦП.
В каждой из более 1500 категорий ОКПД 2 общий объём закупок превышает 1 млрд.руб. в год. В 70% подобных случаев рентабельно создавать цифровую платформу (G2B+B2B).
В России >400 государственных информационных систем федерального уровня и >2000 регионального. По данным Счетной палаты РФ, на их поддержку ежегодно тратится 200 млрд.руб.. Передача ГИСов в концессию с учетом сохранения у государства регулирующих функций на создаваемых ОЦП, позволит снизить расходы бюджетов. Интероперабельность ГИСов позволит существенно сократить срок и стоимость создания любой ОЦП.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
первый этап
2017 — 2020
Эксперименты, пилотные проекты, подготовка недостающей инфраструктуры, обучение стейкхолдеров.
2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ
второй этап
2019 — 2023
Массовое создание Цифровых Платформ и их интеграция между собой в Экосистему Цифровой Экономики.
3. ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ
третий этап
2020 — 2024
Интеграция Экосистемы Цифровой Экономики России в цифровое пространство ЕАЭС с последующим расширением его экономического контура.
1. Маркетплейс регулируемых закупок
2. Пилотные Цифровые Платформы
– процедуры «сборки» консорциумов, операторов;
– скорости перехода к транзакционным моделям монетизации ОЦП;
– регулирования работы операторов ОЦП и эксперименты с «безотчетным» режимом, с использованием алгоритмического учета всех финансовых показателей деятельности оператора ОЦП и применением основного принципа «юрисдикции доверия» — прозрачность взамен на безотчетность;
– нормирования и алгоритмизации отраслевых процессов на ОЦП;
– обучения и мер вовлечения пользователей ОЦП;
– правил использования данных с ОЦП;
– жалоб, претензий, диспутов и правил формирования рейтингов участников ОЦП;
– управления скоростью развития функционала ОЦП.
3. Мониторинг развития ОЦП в мире
4. Акселерация операторов ОЦП
Фонд «Цифровые Платформы» под решение данной задачи планирует развивать специальную акселерационную программу.
5. Биржа данных
6. План концессий
7. Межведомственная комиссия
– организацию конкурса концепций, представленных отраслевыми консорциумами на право концессий ГИСов;
– утверждение плана концессий ГИСов;
– контроль исполнения обязательств концессионерами ГИСов.
8. Создание профильного Фонда
– архитектуру ЦЭ и постоянное уточнение плана развития ЦЭ;
– проведение конкурсов и экспертизу концепций, представляемых консорциумами, претендующими на создание ОЦП с использованием структурированных данных по регулируемым закупкам;
– контроль исполнения обязательств консорциумами и т.п.
9. Инфраструктурные Платформы
– ОЦП учета всех безналичных финансовых расчетов в РФ (RTGS, клиринг и т.д.);
– ОЦП всех видов и этапов логистических операций;
– ОЦП пространственных данных РФ.
10. PR кампания
Фонд
Биржа данных
Акселерационная программа
Обучение
Классификатор
Маркетплейс
Концессия ГИСов
5 Отраслевых Цифровых Платформ
1. Стимулирование создания консорциумов
2. Мероприятия по формированию консорциумов
В состав отраслевого консорциума должны входить:
– отраслевые компании;
– отраслевые ассоциации;
– отраслевая наука;
– компании, специализирующиеся на производстве IT продуктов для отраслей данной индустрии;
В состав отраслевого консорциума могут входить:
– операторы смежных ОЦП;
– другие участники (отраслевые СМИ и т.п.).
3. Конкурсы отбора консорциумов
На конкурсе оцениваются представленные концепции предлагаемых к созданию ОЦП.
Победившие консорциумы обязаны, не позднее 3 месяцев с момента победы:
– создать компанию-оператора будущей ОЦП, при этом доля в компании-операторе ОЦП у любого участника отраслевого консорциума должна быть менее блокирующего пакета (<25%);
– сформировать команду руководителей компании-оператора будущей ОЦП и обеспечить её участие в акселерационной программе по запуску ОЦП.
4. Интеграция с Экосистемой ЦЭ
1000 ОЦП
Алгоритмическое регулирование
Отраслевое обучение
Система
Автоматизация
Модернизация отраслей
Оптимизация налогового регулирования
Данная возможность появится и в отношении самих участников ОЦП. Отмена налоговой отчетности повлечет пересмотр налоговой политики в сторону установления обязательных транзакционных платежей, что повысит собираемость налогов без увеличения налоговой нагрузки. В этом случае ОЦП могут стать налоговыми агентами различных типов бюджетов.
«Нам необходим план «ГОЭЛРО-2». Сто лет назад всем было ясно, что электрификация позволит осуществить индустриальный прорыв. […] Сегодня нам необходимо создавать цифровые рынки и формировать собственные цифровые платформы.»
1. Отраслевые интересы
2. Механизм «подключения» к цифровому пространству
3. Цифровой экономический контур
расширение экономического контура ЕАЭС до 20% GWP к ~ 2040 г.