ФЦП (лого)
Фонд «Цифровые Платформы»

Концепция развития
цифровой экономики России

апрель 2017 года

«Правительству Российской Федерации разработать совместно с Администрацией Президента Российской Федерации и утвердить программу «Цифровая экономика», предусмотрев меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в Российской Федерации и её интеграции в пространство цифровой экономики государств – членов Евразийского экономического союза.»

qtptn.png

Владимир Путин

Президент Российской Федерации
Из поручений от 05 декабря 2016 года

Инициатива
Независимая экспертная группа, организованная как Фонд развития Цифровой Экономики «Цифровые Платформы», подготовила проект предложений в программу развития цифровой экономики Российской Федерации.

Итоговый вариант документа получил название
«Концепция развития цифровой экономики России».

Это первый документ, который сформирован открыто, группой независимых экспертов, участвующих в мероприятиях, проводимых на различных открытых площадках, и выступающих по темам «Цифровая экономика» и «Цифровые платформы».
«В данном документе мы не пытаемся предложить целостную концепцию развития Цифровой Экономики. Мы лишь предлагаем сместить её фокус и раскрываем те возможности, которые упущены официальными группами при разработке проекта программы.»
Цифровое ускорение
Цифровой катализатор экономического роста

Собственно цифровая платформа и есть катализатор экономики. Появление цифровой платформы в любой индустрии (Uber, airbnb, amazon, CAINIAO, SmartCAT, и т.д.) приводит к существенному сокращению трансакционных издержек и ускорению операционных циклов ее участников. Цифровые платформы задают новые профессиональные стандарты, развивают конкуренцию и формируют динамические рейтинги участников индустрий.

Структурирование огромных потоков данных и процессов в индустрии позволяет применять алгоритмическое регулирование и значительно упрощает задачи анализа и синтеза цепочек добавленной стоимости.

«Все, что может стать платформой – станет платформой. Это настолько невероятно убедительно: «платформенные» компании растут быстрее, учатся быстрее, быстрее адаптируются и так далее. Если вы не сделаете платформу, кто-то другой вас опередит.

Устаревшие институты должны понять, что у них действительно мало времени, чтобы принять этот путь. Потому что если они не делают этого, кто-то другой сделает это в их секторе экономики. Они могут начинать пилотные проекты и эксперименты самостоятельно, они могут говорить о своих проблемах и звать «конкурентов» попробовать посотрудничать с ними таким образом.»

qtchs.png

Робин Чейз

Основатель самой большой в мире
каршеринговой компании Zipcar

Цифровые платформы, как новые «глобальные клеточки индустрий» в текущей промышленной революции уже доказали эффективность своей «юнит экономики». Мультиязычность и трансграничность позволяют быстро вовлекать пользователей со всего мира, сохраняя компании-оператору цифровой платформы принцип экстерриториальности. «Uber-изация» всех секторов - это естественный ускоряющийся тренд развития глобальной экономики.

В ближайшие 10 лет большинство индустрий переживут существенные преобразования (смена бизнес-моделей, смена лидеров, disruptive innovation и т.д.). Как и в предыдущих промышленных революциях социальные, экономические и геополитические последствия будут колоссальными.
Кто окажется победителем в этой "гонке"?
Какова в ней роль государств? Какова участь отстающих?
Лишь единицы ответили себе на эти вопросы, а уже наступает следующий этап "гонки" - конкуренция экосистем, интегрированных между собой цифровых платформ.
Крупнейшие глобальные венчурные фонды «Долины» инвестировали в десятки состоявшихся платформ. Собрав их в своих портфелях они пытаются добиться синергии от их взаимодействия.

Правительство Китая изначально не рассчитывает только на венчурную модель, а дополняет её госпрограммой «Интернет+» и политикой протекционизма для ускорения создания экосистем цифровых платформ в смежных индустриях.

Претенденты на победу в этой «гонке» прекрасно осознают, что в наступающей глобальной цифровой экономике, победит тот экономический контур, который быстрее всех вырвется вперед по количеству и качеству цифровых платформ, интегрированных в единую экосистему.

«Платформы – клетка третьей промышленной революции…
[Платформы] придут на смену транснациональным корпорациям, которые были клеточкой второй революции.»

qtsdr.png

Петр Щедровицкий

Российский методолог и политтехнолог.
Президент фонда «Институт развития
им. Г. П. Щедровицкого».
Член правления фонда «Центр стратегических
разработок "Северо-запад"».

~ 2700 видов деятельности


По данным ОКВЭД 2
Объективно оценивая вышеизложенную ситуацию и сопоставляя её с предложенным проектом программы Правительства РФ по развитию Цифровой Экономики, эксперты Фонда «Цифровые Платформы» считают необходимым сфокусировать программу на: Комплексе мер по ускоренному созданию Цифровых Платформ во всех индустриях и сферах жизнедеятельности, с последующим расширением на ЕАЭС.
KPI

Ключевой показатель эффективности
Создание минимум 1000 отраслевых (industry) Цифровых Платформ и интеграция их между собой в экосистему Цифровой Экономики к 2024 году.
Цифровые Платформы
необходимая инфраструктура
для каждой индустрии в эпоху цифровой экономики
МЫ ПРЕДЛАГАЕМ
комплекс мер, включающий
3 направления и 3 этапа.
Параллельные изменения в предложенных направлениях ускоряют создание отраслевых цифровых платформ.
Три направления

ЗАКОНОДАТЕЛИ

первое направление

РЕГУЛИРУЕМЫЕ ЗАКУПКИ

второе направление

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

третье направление

Законодатели
первое направление
При принятии новых законов, регулирующих любую сферу жизнедеятельности, сделать обязательным создание Цифровой Платформы в этой сфере.
Всё предлагаемое регулирование должно делиться на период до появления ОЦП и последующее применение алгоритмического регулирования с учетом появления к определенному сроку Цифровой Платформы (пилоты 230-ФЗ, 40-ФЗ).
Регулируемые закупки
второе направление
Общий объём регулируемых закупок (44+223 ФЗ) в 2016 г. > 45 трлн.руб.. Создание системы автоматической классификации всех регулируемых закупок позволит большинству индустрий страны оценить потенциал и динамику каждого конкретного рынка.

Создание маркетплейса малых регулируемых закупок позволит 370 000 закупщикам избавиться от бюрократии при закупке мелких партий товаров, а всем производителям и поставщикам страны существенно снизить трансакционные издержки, как на доступ к рынку регулируемых закупок, так и на поиск контрагентов.

Накопленные структурированные данные об отраслевом спросе из классификатора регулируемых закупок и данные от поставщиков маркетплейса малых закупок существенно снижают сложность создания каждой отдельной ОЦП.

В каждой из более 1500 категорий ОКПД 2 общий объём закупок превышает 1 млрд.руб. в год. В 70% подобных случаев рентабельно создавать цифровую платформу (G2B+B2B).
Государственные информационные системы
третье направление
Передача Государственных информационных систем (ГИС) в концессию по конкурсной процедуре.

В России >400 государственных информационных систем федерального уровня и >2000 регионального. По данным Счетной палаты РФ, на их поддержку ежегодно тратится 200 млрд.руб.. Передача ГИСов в концессию с учетом сохранения у государства регулирующих функций на создаваемых ОЦП, позволит снизить расходы бюджетов. Интероперабельность ГИСов позволит существенно сократить срок и стоимость создания любой ОЦП.
Три этапа

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

первый этап

2017 — 2020


Эксперименты, пилотные проекты, подготовка недостающей инфраструктуры, обучение стейкхолдеров.

2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ

второй этап

2019 — 2023


Массовое создание Цифровых Платформ и их интеграция между собой в Экосистему Цифровой Экономики.

3. ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ

третий этап

2020 — 2024


Интеграция Экосистемы Цифровой Экономики России в цифровое пространство ЕАЭС с последующим расширением его экономического контура.

1-ый этап — ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
на подготовительный этап уйдет 2-3 года, в течение которых необходимо решить ряд задач

1. Маркетплейс регулируемых закупок

Создать маркетплейс малых регулируемых закупок товаров и автоматический классификатор всех регулируемых заказов, товаров работ и услуг, с открытыми API.

2. Пилотные Цифровые Платформы

Провести пилотные внедрения нескольких цифровых платформ для отработки:
– процедуры «сборки» консорциумов, операторов;
– скорости перехода к транзакционным моделям монетизации ОЦП;
– регулирования работы операторов ОЦП и эксперименты с «безотчетным» режимом, с использованием алгоритмического учета всех финансовых показателей деятельности оператора ОЦП и применением основного принципа «юрисдикции доверия» — прозрачность взамен на безотчетность;
– нормирования и алгоритмизации отраслевых процессов на ОЦП;
– обучения и мер вовлечения пользователей ОЦП;
– правил использования данных с ОЦП;
– жалоб, претензий, диспутов и правил формирования рейтингов участников ОЦП;
– управления скоростью развития функционала ОЦП.

3. Мониторинг развития ОЦП в мире

Закрепить за профильными кафедрами ведущих ВУЗов страны ежегодный отраслевой мониторинг по развитию ОЦП в мире и организацию профильного обучения заинтересованных лиц.

4. Акселерация операторов ОЦП

Запустить акселерационную программу для операторов ОЦП с возможным использованием отдельных «модулей» в существующих институтах и зонах развития ФРИИ, АСИ, РВК, Иннополис, Сколково и др.
Фонд «Цифровые Платформы» под решение данной задачи планирует развивать специальную акселерационную программу.

5. Биржа данных

Создать Биржу Данных, которая обеспечит интероперабельность данных между ГИСами, ОЦП и другими цифровыми сервисами (в том числе непередаваемыми в концессию государственными информационными системами и реестрами по регистрации, идентификации и т.д.). В первые 2 года существования, Биржа Данных должна выполнить функции Регулятора данных из государственных информационных систем.

6. План концессий

Разработать план концессий ГИСов и график создания ОЦП, с обязательным условием их ежегодного обновления.

7. Межведомственная комиссия

Создать межведомственную комиссию во главе с профильным вице-премьер министром, ответственную за:
– организацию конкурса концепций, представленных отраслевыми консорциумами на право концессий ГИСов;
– утверждение плана концессий ГИСов;
– контроль исполнения обязательств концессионерами ГИСов.

8. Создание профильного Фонда

Сформировать Фонд как общественную экспертную организацию (далее Фонд), ответственную за:
– архитектуру ЦЭ и постоянное уточнение плана развития ЦЭ;
– проведение конкурсов и экспертизу концепций, представляемых консорциумами, претендующими на создание ОЦП с использованием структурированных данных по регулируемым закупкам;
– контроль исполнения обязательств консорциумами и т.п.

9. Инфраструктурные Платформы

Начать создание инфраструктурных платформ:
– ОЦП учета всех безналичных финансовых расчетов в РФ (RTGS, клиринг и т.д.);
– ОЦП всех видов и этапов логистических операций;
– ОЦП пространственных данных РФ.

10. PR кампания

Провести PR кампанию с целью информирования всех заинтересованных лиц, экспертного сообщества и граждан РФ о финансовых результатов деятельности первых ОЦП.
Итоги 1-го этапа

Фонд

Сформирован Фонд, ответственный за Архитектуру Цифровой Экономики.

Биржа данных

Сформирована Биржа данных.

Акселерационная программа

Запущена в работу Акселерационная программа для операторов Отраслевых Цифровых Платформ.

Обучение

Налажена работа по переподготовке, повышению квалификации и обучению должностных лиц по теме ОЦП и ЦЭ.

Классификатор

Создан классификатор регулируемых заказов.

Маркетплейс

Запущен маркетплейс малых регулируемых закупок.

Концессия ГИСов

Передано в концессию 10 ГИСов и запущено с их использованием 7 ОЦП.

5 Отраслевых Цифровых Платформ

Запущено 5 пилотных ОЦП с учетом алгоритмического регулирования.
Промежуточный результат
Созданная инфраструктура, проверенные методики, опыт применения алгоритмического регулирования, а также существующие теоретические и практические результаты первого этапа позволяют перейти ко второму этапу развития, а именно к массовому созданию ОЦП.
Структурированные данные об отраслевом спросе из классификатора регулируемых закупок и упорядоченный актуальный товарный контент от поставщиков маркетплейса малых закупок, существенно снижают сроки и стоимость создания каждой ОЦП.
2-ой этап — ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ
этап массового создания ОЦП займет до 5 лет: в каждом значимом сегменте регулируемых закупок и/или индустрии потребуется сформировать свой отраслевой консорциум для создания своей ОЦП

1. Стимулирование создания консорциумов

Провести серию маркетинговых мероприятий по стимулированию создания отраслевых консорциумов, претендующих на высокомаржинальный и высокотехнологический бизнес с максимальной капитализацией.

2. Мероприятия по формированию консорциумов

Организовать массовое формирование консорциумов путем проведения отраслевых стратегических сессий с обязательным участием представителей Фонда и Биржи Данных.
В состав отраслевого консорциума должны входить:
– отраслевые компании;
– отраслевые ассоциации;
– отраслевая наука;
– компании, специализирующиеся на производстве IT продуктов для отраслей данной индустрии;
В состав отраслевого консорциума могут входить:
– операторы смежных ОЦП;
– другие участники (отраслевые СМИ и т.п.).

3. Конкурсы отбора консорциумов

Проводить конкурсы по отбору консорциумов не реже 1 раза в месяц, с возможностью единовременного участия большого количества консорциумов.
На конкурсе оцениваются представленные концепции предлагаемых к созданию ОЦП.
Победившие консорциумы обязаны, не позднее 3 месяцев с момента победы:
– создать компанию-оператора будущей ОЦП, при этом доля в компании-операторе ОЦП у любого участника отраслевого консорциума должна быть менее блокирующего пакета (<25%);
– сформировать команду руководителей компании-оператора будущей ОЦП и обеспечить её участие в акселерационной программе по запуску ОЦП.

4. Интеграция с Экосистемой ЦЭ

Фонду и Бирже Данных, обеспечить всем ОЦП возможность беспрепятственной интеграции в единую Экосистему Цифровой Экономики.
Итоги 2-го этапа

1000 ОЦП

Создано 1000 ОЦП, которые интегрированы между собой в единую Экосистему Цифровой Экономики (G2B+B2B+B2C+C2G).

Алгоритмическое регулирование

Алгоритмическое регулирование стало эффективным дополнением нормативного регулирования и повысило исполняемость законов, госпрограмм, а также прослеживаемость использования бюджетного финансирования.

Отраслевое обучение

Произошло сближение образовательных и отраслевых стандартов за счет объединения учебной и производственной практики внутри ОЦП.

Система

Системы квалификационного скоринга значительно ускорили процессы профессионального найма, дистанционной занятости, переквалификации и др.

Автоматизация

Внутри ОЦП автоматизированы различные механизмы поддержки, льгот, субсидирования, кредитования, лизинга, объемов гарантированного сбыта, интервенций и т.п.

Модернизация отраслей

Ускорятся темпы модернизации инфраструктуры в отраслях с тарифным регулированием минимум до 10% в год (без повышения тарифов) за счет снижения большинства трансакционных издержек.

Оптимизация налогового регулирования

Все компании-операторы ОЦП переведены на безотчетный режим. Все показатели их деятельности доступны ФНС и другим контролирующим органам через алгоритмический учет (т.к. вся их деятельность оцифрована и логируется).

Данная возможность появится и в отношении самих участников ОЦП. Отмена налоговой отчетности повлечет пересмотр налоговой политики в сторону установления обязательных транзакционных платежей, что повысит собираемость налогов без увеличения налоговой нагрузки. В этом случае ОЦП могут стать налоговыми агентами различных типов бюджетов.
Результат: рост ВВП
С запуском каждых 100 ОЦП, темп роста ВВП РФ ускорится примерно на 2% ежегодно (2020=3%, 2021=5%, 2022=7%, 2023=9%, 2024=11%). Потенциальное увеличение производительности труда (УПТ) в каждой платформизированной индустрии будет рассчитано в концепциях с учетом снижения трансакционных издержек, ускорения операционных циклов и изменения системы разделения труда. Фактическое УПТ в этот период будет составлять не менее 10% в год.
3-ий этап — ИНТЕГРАЦИОННЫЙ
расширение Экосистемы Цифровой Экономики России на цифровое пространство ЕАЭС и усиление его интеграционного потенциала

«Нам необходим план «ГОЭЛРО-2». Сто лет назад всем было ясно, что электрификация позволит осуществить индустриальный прорыв. […] Сегодня нам необходимо создавать цифровые рынки и формировать собственные цифровые платформы.»

qtsrk.png

Тигран Саркисян

Председатель Коллегии ЕЭК

Цифровое пространство ЕАЭС

1. Отраслевые интересы

Выработать механизм учета отраслевых интересов других стран и особенностей их регулирования на первых ОЦП, которые примут участие в формировании цифрового пространства ЕАЭС.

2. Механизм «подключения» к цифровому пространству

Отработать комплекс мероприятий по недискриминационному «подключению» отдельных государств (целиком) к единому цифровому пространству ЕАЭС.

3. Цифровой экономический контур

Разработать и начать реализовывать комплексную программу массового вовлечения других государств в оцифрованный экономический контур ЕАЭС.
Расширение экономического контура ЕАЭС за счет вовлечения государств в Единую Цифровую Экосистему.
Большинство стран мира не сможет самостоятельно в своем экономическом контуре создать сколь - либо значимую цифровую экосистему, что повлечет их дальнейшее отставание от лидеров цифровизации. Сократить нарастающее цифровое неравенство они смогут лишь, присоединившись к существующим цифровым экосистемам. Данное обстоятельство открывает возможность к интенсивному вовлечению новых стран участниц ЕАЭС.
Результат:
расширение экономического контура ЕАЭС до 20% GWP к ~ 2040 г.

Please publish modules in offcanvas position.